Восточно-Сихотэ-Алиньский металлогенический пояс

Материал из GeologyScience Wiki
Перейти к:навигация, поиск

Восточно-Сихотэ-Алинский позднемеловой металлогенический пояс оловянных, оловянно-вольфрамовых и золотых месторождений связан с Восточно-Сихотэ-Алинским вулкано-плутоническим поясом, который интрудирует и перекрывает Журавлевско-Амурский террейн. Важные месторождения здесь касситерит-силикатно-сульфидные (Кавалеровский и другие рудные районы), Sn-порфировые (Янтарное, Мопау и др.) и Sn-W грейзеновые (Тигриное и Забытое). Оловянные месторождения формировались в позднем мелу. Кроме того, в этой же области находятся более молодые, обычно не имеющие промышленного значения Sn-W грейзеновые, штокверковые и кварцево-жильные проявления с K-Ar возрастом 60–50 млн лет. Кроме Sn месторождений металлогенический пояс содержит редкие небольшие порфировые Cu (±Au) месторождения (Верхнезолотое), которые ассоциируют с сеноманскими и туронскими монцодиоритами.

Олово-порфировое месторождение Мопау (Финашин, 1959; Усенко, Чеботарев, 1973; Родионов, 1984, 1990; Родионов, Макеев, 1983) ассоциирует с компактной группой вулканических аппаратов, выполненных латитовыми брекчиями и прорванных риолит-порфировыми интрузивами и риолитовыми дайками. Возраст месторождения позднемеловой. Оно состоит из линзовидных штокверковых зон в кварц-серицитовых метасоматитах. Зоны содержат многочисленные кварц-касситеритовые, касситерит-кварц-полевошпатовые, кварц-касситерит-хлоритовые и кварц-касситерит-арсенопирит-хлоритовые прожилки. Мощность прожилков от долей миллиметра до 0,5 см и локально до 10 см. Прожилки образуют сложные штокверковые зоны с высоким содержанием Sn длиной более 400 м и мощностью несколько десятков метров. Некоторые зоны залегают на контактах с диабаз-порфиритовыми дайками. Месторождение простирается на глубину более 200 м и обеднено сульфидами. Оно небольшое со средним содержанием Sn 0,3 %.

Тумнинское золото-кварцевое месторождение (Моисеенко, Эйриш, 1996) расположено в северной части Самаркинского террейна. Месторождение состоит из малосульфидных золотоносных кварцевых жил 200–500 м длиной и 0,2–6,0 м шириной (местами до 19 м). Жилы на 90–95 % состоят из кварца. Руды содержат арсенопирит, галенит, сфалерит, халькопирит, пирротин, золото и вольфрамит. Жильные минералы представлены кроме кварца кальцитом, альбитом, адуляром, серицитом и хлоритом. Кварц местами содержит многочисленные фрагменты вмещающих пород. Месторождение локализовано в раннемеловых песчаниках и алевролитах в антиклинали Оемку, которая простирается на север-северо-восток. Ядро антиклинали сложено алевролитами, а фланги – переслаивающимися песчаниками и алевролитами. Главные Au жилы и редкие дайки гранит-порфиров, диорит-порфиров и спессартитов залегают вдоль несогласно крутопадающих (50–60°) разломов, которые широко распространены. Месторождение небольшое, с добычей 576 кг Au с 1962 по 1966 г.

Тигриное оловянно-вольфрамовое месторождение (Родионов и др., 1984, 1988; Родионов, Родионова, 1980; Коростелев и др., 1990; Гоневчук В.Г., Гоневчук Г.А., 1991) сложное и состоит из: 1) грейзеновой залежи вдоль контакта Li-F гранитного штока, 2) линейного штокверка, состоящего из густой сети (5–70 прожилков на метр) параллельных, субмеридиональных кварц-топазовых жил, мощностью от 3 до 100 см и 3) сульфид-касситеритовой трубки брекчий, которая содержит фрагменты пород штокверка и грейзена, сцементированных кварцем и второстепенными карбонатом, флюоритом и сульфидами. В гл. 7 приведена его детальная характеристика. K-Ar возраст Li-F гранитов 90 ± 5 млн лет. Rb-Sr возраст Li-F гранитов 86 ± 6 млн лет с начальным отношением изотопов Sr 0,7093, а грейзена – 73 ± 18 млн лет с начальным отношением изотопов Sr 0,7105. Месторождение среднего размера, со средним содержанием Sn – 0,14 % и WO3 – 0,045 %.

Зимнее касситерит-силикатно-сульфидное месторождение (П.Г. Коростелев и др., 1980 г.; Назарова, 1983) состоит из брекчиевых и жильно-прожилковых зон длиной до 1200 м и мощностью от нескольких дециметров до нескольких десятков метров. Месторождение залегает около гранодиоритового тела. Руды состоят в основном из пирротина, пирита, арсенопирита, сфалерита, станнина и касситерита. Далеко от гранодиоритового массива и в верхней части жил сульфидные руды преобладают и содержат мелкозернистый касситерит. K-Ar возраст измененных пород, связанных с Sn-полиметаллическим месторождением, 75 млн лет. Месторождение небольшое, со средним содержанием Cu – 0,1–3,0 %, Pb – 3,18 %, Sn – 0,59 %, Zn – 4,09 %.

Арсеньевское касситерит-силикатное месторождение (Руб и др., 1984; Радкевич, 1980) представлено серией параллельных, крутопадающих кварцевых жил, протяженность которых до 1000 м по простиранию и 600–700 м по падению (см. гл. 7). Оно ассоциирует с роем умеренно до крутопадающих риолитовых даек с K-Ar возрастом 60 млн лет. Комплексы рудных минералов сверху вниз следующие: кварц-касситерит, кварц-арсенопирит-пирротин, полиметаллы, арсенопирит-пирротин. Риолитовые дайки изменены до кварц-серицитовых метасоматитов. Месторождение среднее с содержанием Sn 2–3 %, а местами до 20–25 %. Оно также содержит 0,1–0,5 % WO3 , 1–2 % Pb и Zn и несколько сот ppm Ag. Месторождение разрабатывается с 1970 г.

Янтарное олово-порфировое месторождение (Родионов, 1984, 1988, 2001; Родионов, Родионова, 1980, 1981) состоит из прожилково-вкрапленной касситеритовой и сульфидной минерализации в трубообразном теле вулканических брекчий трахиандезитов и риолитов (см. гл. 7). Это тело интрудирует раннемеловые кластические осадочные породы. Основная часть месторождения вмещается риолитами и состоит из метасоматитов кварц-хлоритового, кварц-серицитового и кварц-хлорит-серицитового состава, которые содержат вкрапленность касситерита, галенита, сфалерита и халькопирита. K-Ar возраст метасоматитов 65 млн лет. Месторождение небольшое, со средним содержанием Cu – 0,1–2,17 %, Pb – 0,03–1,02 %, Sn – 7,3 %, Zn – 0,7–2,22 %.

История развития металогенического пояса в целом сложная и многоэтапная, в соответствии с развитием ассоциирующего Восточно-Сихотэ-Алинского вулкано-плутонического пояса. Последний представляет собой широкую полосу развития мелпалеогеновых плутонических, вулкано-плутонических и вулканических ассоциаций, распространенных вдоль современной Сихотэ-Алинской континентальной окраины (Назаренко, Бажанов, 1986; Ханчук и др., 1995). Его формирование охватывает время от альба до позднего палеогена. В некоторых работах пояс разделяется на два самостоятельных пояса – плутонический в западной части и вулканический в восточной (Тихоокеанская окраина..., 1991). Однако, учитывая тесную пространственно-временную связь и геохимическое родство плутонических и вулканических образований пояса, такое деление представляется нецелесообразным. Более обоснованно представление о развитии плутонических частей вулкано-плутонических ассоциаций в его западной, перивулканической, зоне, а вулканических – преимущественно в восточной зоне. В промежуточной, осевой, зоне пояса одновременно развиваются как плутонические, так и вулканические комплексы. Пояс обладает также элементами поперечной зональности (Вулканические пояса..., 1984; Тихоокеанская окраина..., 1991; Моисеенко, Сахно, 2000; Khanchuk, 2001). Особенности тектонического положения пояса, петрогеохимические характеристики слагающих его пород и зональность рассмотрены во многих работах (Геохимическая модель…, 1984; Ветренников, 1976; Фаворская и др., 1969; Ханчук и др., 1995; Вулканические пояса..., 1984; и др.).

Наиболее отчетливо выделяется северный сектор пояса, обладающий специфическим строением и металлогенией (Сухов, 1975; Пилацкий, 1982; Карсаков и др., 2000). В отличие от остальной его части, здесь развита преимущественно позднемеловая–палеогеновая золотая и золото-серебряная минерализация с признаками медно-молибден-порфировой. По геофизическим данным (Карсаков и др., 2000), северный сектор пояса располагается над литосферой с пониженной мощностью и контрастным повышением скорости сейсмических волн в ее подошве.

Центральный и южный секторы пояса характеризуются повышенной мощностью земной коры с серией глубинных зон разуплотнения (Романовский, Рейнлиб, 1984; Романовский, 1985; Романовский и др., 1992). Именно в центральном и южном секторах пояса сконцентрирована подавляющая часть рудных объектов Восточно-Сихотэ-Алинского металлогенического пояса.

Вулканические образования пояса представлены сеноманскими риолитами, дацитами, базальтами и андезитами, турон-сантонскими игнимбритами, а также маастрихт-датскими базальтами, андезитами и риолитами. Возраст вулканических пород пояса охватывает интервал 105–40 млн лет. Начальное отношение изотопов Sr в вулканитах колеблется от 0,7039 до 0,7078 (Тихоокеанская окраина..., 1991). Комагматичные вулканитам интрузивные породы представлены широким спектром петрографических разновидностей от габбро до гранитов и лейкогранитов и образуют несколько магматических комплексов, из которых гранодиорит-гранитный и диорит-гранодиоритовый оловоносные. Гранодиорит-гранитный комплекс Восточно-Сихотэ-Алинского пояса с возрастом 98–65 млн лет тяготеет к его западной, перивулканической зоне. Начальное отношение изотопов Sr от 0,7049 до 0,7098 (Родионов, 2001). По своим петрогеохимическим свойствам породы относятся преимущественно к I-типу или переходному I-S-типу. Диорит-гранодиоритовые комплексы развиты главным образом в центральной и восточной зонах пояса. Их возраст от 97 до 50 млн лет. Начальное отношение изотопов Sr от 0,7045 до 0,7105 (Родионов, 2001). Петрогеохимические характеристики пород свидетельствуют о принадлежности их к переходному I-S-типу.

Геодинамическая история Восточно-Сихотэ-Алинского вулкано-плутонического пояса включает несколько основных этапов с соответствующей сменой геодинамических обстановок. В течение неоком-раннесеноманского этапа в обстановке трансформной континентальной окраины формировались щелочные, известково-щелочные и латит-шошонитовые вулкано-плутонические серии и плутоническая серия гранитоидов «пестрого» состава (Ханчук, 2000). Главной особенностью вулканитов этого этапа является присутствие высокомагнезиальных андезитов, повышенные содержания в андезито-дацитовых разностях Nb при пониженных содержаниях Rb и Sr, монцонитоидность пород и повышенная роль калия (Вулканические пояса..., 1984; Моисеенко, Сахно, 2000). Все эти признаки отличают их от вулканитов, формирующихся в современных активных континентальных окраинах в связи с зонами субдукции (Ханчук, 2000). Породы плутонического березовско-араратского комплекса характеризуются пироксеновыми обособлениями, которые интерпретируются как показатель пикритового состава исходного расплава (Гладков, 1982). Генерация исходного расплава происходила в условиях низкого давления, на что указывает оливин-пироксеновый парагенезис. Это, а также особенности состава не позволяют предполагать формирование березовско-араратского комплекса над зоной субдукции, но дают основания связать его со «slab-window» в обстановке трансформной окраины (Ханчук, 2000).

На позднесеноманском–раннепалеоценовом этапе формировались известково-щелочные и шошонитовые вулкано-плутонические серии в обстановке активной континентальной окраины в связи с зоной субдукции. Вулканиты этого этапа преимущественно кислые с небольшим объемом андезитов и базальтов на сеноманском и маастрихтском уровнях. Пространственное распределение вулканитов подчиняется типичной для надсубдукционных магматических поясов поперечной зональности (Ханчук, 2000). С плутоническими фазами вулкано-плутонических ассоциаций этого этапа, развитых преимущественно в тыловой и промежуточной продольных зонах пояса, связано основное количество оловопроявлений Сихотэ-Алиня. Заключительный поздний палеоцен-миоценовый этап развития пояса характеризуется проявлением контрастной серии вулканитов – от риолитов до базальтов, заполняющих вулканические депрессии, поперечные к общему простиранию пояса. Эта серия формировалась в обстановке внутриплитного рифтинга (Ханчук, 2000).


--Boris 10:27, 31 мая 2016 (VLAT) Н.А. Горячев, С.М. Родионов, В.В. Раткин, В.И. Шпикерман, Р.А. Еремин, А.А. Сидоров, В.В. Наумова

Монография "Геодинамика, магматизм и металлогения Востока России"